Вместе с тем вступление в силу Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об органах федеральной службы безопасности
в Российской Федерации" и "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон о ГТ), а также
накопленный за истекшие годы опыт прикладного применения положений Инструкции МБ по СПФИ привели к необходимости разработки новой инструкции по
применению метода ОИП.
В мае 1997 года в ФСБ была введена в действие "Инструкция о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием
полиграфа" (далее - Инструкция ФСБ по ОИП), предварительно согласованная с министерствами юстиции (следует отметить, что "по заключению Министерства
юстиции Российской Федерации от 19 06.97 N 07-02 882 97 Инструкция государственной регистрации не подлежит" в связи с тем, что осуществление ОИП происходит
исключительно при добровольном согласии опрашиваемого лица и не требует регламентирования правоотношений проверяемого и органов ФСБ.), здравоохранения и
Генеральной прокуратурой России.
В 1999 году эта Инструкция с незначительными сокращениями была опубликована в открытой печати.
Сохранив важные положения Инструкции МБ по СПФИ, изложенные выше, новая инструкция устранила терминологическую некорректность, заменив понятие
"специальное психофизиологическое исследование" на понятие: "опрос с использованием полиграфа".
Новшества в иструкции по опросу с использованием детектора лжи
Среди новшеств Инструкции ФСБ по опросу с использованием детектора лжи (далее - ОИП) следует отметить:
расширение правовой основы прикладного применения органами ФСБ метода ОИП. Применение детектора лжи было разрешено "при наличии оснований и
соблюдении условий, предусмотренных статьями 9-11 и 19 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", статьями
7 и 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", статьями 21 и 22 Закона Российской Федерации"О государственной тайне" (Инструкция ФСБ по
ОИП);
конкретизацию организационных норм ("ОИП проводит сотрудник оперативного или кадрового подразделения органа ФСБ") и квалификационных требований к
полиграфологам, которым вменялось в обязанность иметь "специальную подготовку и свидетельство, выданное квалификационной комиссией" Института
криминалистики ФСБ России;
расширение перечня ситуаций, исключающих возможность проведения ОИП;
расширение прав опрашиваемого (в частности, возможность присутствия третьих лиц в ходе ОИП стало допускаться) "только по усмотрению и с совместного
разрешения специалиста по ОИП и сотрудника-инициатора, а также с согласия опрашиваемого лица", и прочее.
Принципиально новым положением, зафиксированным в Инструкции ФСБ по ОИП, является право общества требовать от определенной категории лиц
подтверждения с помощью полиграфа их лояльности. Инструкция разрешила применение "ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с допуском к
государственной тайне", которое "способствует выявлению у опрашиваемого лица возможных оснований для отказа в таком допуске (часть 1 статьи 22 Закона
Российской Федерации "О государственной тайне")".
Введение этого положения привело к появлению трёх новых норм.
"Отказ от проведения ОИП... не может... повлечь за собой ущемления законных интересов и прав, за исключением отказа от проведения ОИП в ходе
проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне".
"На основании результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные интересы " права, за
исключением случаев проведения ОИП в ходе проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне".
"Разрешение на проведение ОИП в ходе проверочных мероприятий} связанных с допуском к государственной тайне, дают начальники (исполняющие обязанности
начальников) подразделений ФСБ России или начальники территориальных органов безопасности".
Таким образом, появление в Инструкции ФСБ по ОИП указанных выше норм открыло новые возможности в профилактике и предупреждении правонарушений и
преступлений.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что Инструкция ФСБ по ОИП не избежала некоторых упущений, которые усложняют применение детектора лжи в
оперативных и оперативно-розыскных условиях.
Одним из таких упущений, как показал опыт 1997-1999 гг., является излишне высокий уровень принятия решения о проведении ОИП, который приводит
во многих случаях к необоснованному затягиванию проведения ОИП.
Смотри также:
описание методики тестирования и общая информация о полиграфе
часто задаваемые вопросы о детекторе лжи и проверке персонала на детекторе лжи
тестирование персонала, проверка персонала на полиграфе
|