Агентство детекции лжи

Полиграф-Консалтинг

тестирование и проверка персонала на полиграфе

(347) 266-71-00



Главная
10 заповедей
О полиграфе
Проверка персонала
Профилактика воровства
Семейные проблемы
Служебные расследования

Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа
Правовая база
Применение полиграфа
Примеры заключений
Тарифы на услуги
Вопросы и ответы
Форум
Сертификаты
Наши партнеры
Как нас найти
Факты и истории
Памятка



Видео о полиграфе

Сюжет на Business FM

сюжет о применении полиграфа на Business FM


Яндекс цитирования



Нормы применения детектора лжи

В соответствии со сложившейся в мировой практике к началу 90-х годов "технологией" использования психофизиологического метода "детекции лжи" с помощью полиграфа, Инструкция МБ по СПФИ ввела в действие основные гуманистические и методические нормы. Она, в частности, установила, что:

  • "информация, получаемая от опрашиваемого лица в результате СПФИ, носит вероятностный характер и имеет только ориентирующее значение" для проводимой органом ОРД работы, а сами результаты СПФИ "не являются доказательствами";

  • "СПФИ осуществляются только на основе заявления о добровольном согласии на такие исследования" и "подтверждаются опрашиваемым лицом в письменной форме";

  • "в ходе СПФИ никакие вопросы не могут быть заданы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом", а "необходимые по методике СПФИ вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появление чувства униженности или оскорбленности у опрашиваемого лица";

  • "категорически запрещается применение к опрашиваемому лицу угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения к проведению СПФИ", а "отказ от СПФИ не должен рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого лица к совершению преступления, не может свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений" или "влечь за собой ущемление его законных прав и интересов"; а также указала перечень случаев, когда СПФИ запрещается проводить.

Инструкция МБ по СПФИ в полной мере воспользовалась предоставленными законодателем правами. Определив, что "СПФИ проводится при наличии оснований и при соблюдении условий, предусмотренных статьями 7 и 8" Закона об ОРД, инструкция дала разрешение федеральным органам государственной безопасности на применение СПФИ "в условиях оперативно-розыскной деятельности" (п. 3.2), "в условиях оперативной работы" (п. 3.3) и "в интересах кадровой работы .... (в соответствии с ля. 1 и 2 части 2 статьи 7" Закона об ОРД (п. 3.4).

Помимо изложенного, Инструкция МБ зафиксировала организационные нормы выполнения СПФИ, согласно которым:
  • "СПФИ в интересах федеральных органов государственной безопасности проводит должностное лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность (оперативный работник) с использованием помощи специалиста (имеющего свидетельство о соответствующей квалификации" (п. 1.5);

  • "в целях исключения взаимных претензий опрашиваемого и специалиста к процедуре исследования, при выполнении СПФИ может проводиться в установленном порядке по настоянию" оперативного работника "или опрашиваемого лица и при письменном согласии последнего видео- и звукозапись" (п. 3.11);

  • "при проведении СПФИ в помещении присутствуют оперативный работник, специалист, опрашиваемый и, если необходимо, ассистент специалиста и (или) переводчик". (п. 3.13).

На двух нормах организационного характера, закрепленных Инструкцией МБ по СПФИ, следует остановиться особо.
Во-первых, устанавливалось, что "инициатор, выразивший желание применить в отношении опрашиваемого лица (группы лиц) СПФИ, обращается в рабочем порядке" (п. 4.1) к полиграфологу с просьбой оценить перспективу применения детектора лжи для решения той или иной задачи, и специалист (на основе ознакомления с поставленной задачей) "делает заключение о возможности и целесообразности проведения СПФИ и указывает условия, необходимые для качественного его выполнения" (п. 4.2.).

Во-вторых, и это особенно важно, "если разрешение (в те годы право разрешения на проведение СПФИ было предоставлено только высшему руководству МБ РФ) на проведение СПФИ было получено без предварительной оценки специалистами возможностей для их выполнения, а потом выяснилось, что применение полиграфа невозможно по методологическим или организационным требованиям к проведению таких исследований (пп. 3.6, 3.7 и 3.9 Инструкции)", специалистам предоставлялось право "отказаться от участия в их проведении" (п. 4.6).

Прикладные возможности проверок на детекторе лжи, к сожалению, еще недостаточно известны их реальным и потенциальным пользователям (оперативным работникам, следователям, сотрудникам кадровых подразделений), вследствие чего постоянно отмечались и отмечаются попытки воспользоваться полиграфом в ситуациях, когда его применение при раскрытии и расследовании преступлений может оказаться бесполезным и даже вредным.

Поэтому установление первой из норм было нацелено на то, чтобы затруднить появление разрешений на СПФИ, проведение которых по каким-либо причинам могло быть невозможно, нецелесообразно или вредно. Если же потенциальный потребитель, минуя консультации со специалистами, добивался такого разрешения, вторая из норм давала право полиграфологу руководствоваться в своей работе исключительно профессиональными знаниями и опытом, возлагая на него тем самым ответственность за проведение СПФИ в методически некорректных условиях либо с заведомо бесполезным (или вредным) исходом.

Инструкция МБ по СПФИ, бесспорно, сыграла важную роль в становлении и развитии психофизиологического метода "детекции лжи" в стране. В течение четырех лет она являлась надежным гарантом легитимного применения полиграфа органами МБ-ФСК-ФСБ и оказала заметное влияние на внедрение ОИП в деятельность других федеральных ведомств России.


Смотри также:
тестирование персонала, проверка персонала на полиграфе
описание методики тестирования и общая информация о полиграфе
часто задаваемые вопросы о детекторе лжи и проверке персонала на детекторе лжи


2006-2015 © Агентство детекции лжи Полиграф-консалтинг, e-mail: polygraph-ufa@mail.ru,





Сейчас на сайте